Как определить поколение ГБО

механик за работой

Для карбюраторных моторов нет альтернативы – сюда ставят первое либо второе поколение газового оборудования. Газ подается в карбюратор через врезку или проставку-смеситель, которую легко заметить под капотом, если заглянуть под «воздухан» (воздушный фильтр).

А вот для инжекторных машин существуют варианты применяемых технологий.

LPG-системы – по порядку рассчитайсь!

Отметим, что на западных рынках традиционное для нас разделение не практикуют. В Европе оперируют понятиями LGP и LPI – подача пропана в цилиндры в парообразном или сжиженном состоянии. То есть вместо цифр – технологии.

У наших автолюбителей исторически сложился иной подход, и деление помогает автовладельцам идентифицировать конкретную комплектацию.

Первый-второй: как определить поколение ГБО?

Отличие заключается в организации процесса дозирования подаваемого пропан-бутана: в первом поколении применяется механический дозатор, а во втором – шаговый электродвигатель, получающий импульсы от датчика положения дроссельной заслонки и лямбда-зонда. Его несложно заметить на магистрали низкого давления между редуктором-испарителем и смесителем. Но в обоих случаях подразумевается эжекторная система, поэтому принципиальной разницы здесь нет. Просто ГБО 2 удобнее в эксплуатации.

Третий-четвертый

К LPG также относят 3-ю и 4-ю генерации газобаллонной аппаратуры. «Четверка» встречается повсеместно, потому что «тройка» оказалась переходной технологией и уже не производится. Здесь речь идет о распределенном впрыске в коллектор через газовые форсунки – по одной для каждого цилиндра – и электронном управлении работой системы (ЭБУ). По ним легко определить, какое стоит оборудование, достаточно заглянуть под капот. Оборудование создается для инжекторных моторов. Хотя на инжектор можно установить аппаратуру более ранней технологии, но купить ГБО 4 поколения будет правильнее.

Здесь применяется бензиновый алгоритм подачи топлива, и газ поступает в каждый цилиндр отдельно. Тогда как при совмещении с инжекторным ДВС предыдущих систем с одним дозатором газ через смеситель попадает сперва во впускную трубу (ресивер), а уже потом распределяется по цилиндрам.

  • Топливная программа с удобным интерфейсом помогает настройщику точнее отрегулировать впрыск пропана для разных режимов эксплуатации и впоследствии больше не возвращаться к настройкам. В предыдущих генерациях газобаллонной аппаратуры мастер производит настройку вручную, на глаз, и субъективности здесь не избежать.
  • ЭБУ контролирует не только подачу, но и следит за уровнем топлива в баллоне, температурой пропана в редукторе-испарителе, управляет режимами газ-бензин, имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы не ругался бортовой компьютер, и вообще – всячески облегчает задачу водителю.

Кроме того, «газовый мозг» способен реализовывать сложные алгоритмы, например, совместный впрыск пропана с бензином, без чего невозможно перевести на газ автомобили с непосредственными движками.

LPI/LPId-системы

Хотя производители оборудования именуют технологию 5-м, 6-м и даже 7-м поколением, относиться к этому следует как к маркетинговому ходу. Поэтому лучше ориентироваться на заводские аббревиатуры производителей установок. Во всех случаях речь идет о работе инжекторного бензинового мотора на пропан-бутане в сжиженном агрегатном состоянии. От «парообразной технологии» здесь ничего не осталось – все элементы комплекта «заточены» под сжиженный газ.

«Жидкий впрыск» обходится без редуктора-испарителя, поэтому вы не обнаружите его под капотом. Вместо редуктора задействован регулятор давления, отвечающий за подачу и «обратку» пропан-бутана. Газ поступает в цилиндры через специальные форсунки либо через штатные бензиновые форсы, и во втором случае LPI идентифицируется по блоку – переключателю топливных режимов, куда заводятся подающие магистрали: и бензиновые, и пропановые.

В наших широтах система встречается не часто из-за высокой стоимости оборудования – купить ГБО 4 поколения обходится в 2,5–3 раза дешевле.

VipGaz