Чтобы сохранить перфектные характеристики хондовских моторов при переводе автомобиля на газ, мы рекомендуем включать в комплектацию ГБО вариатор опережения угла зажигания (УОЗ). Задача устройства – более раннее искрообразование. Полученного гандикапа хватает, чтобы смесь пропан-бутана и воздуха в цилиндрах довести до полного сжигания.
Что происходит в камере сгорания на пропане?
Порция газа поступает в цилиндры. Согласно штатным настройкам системы зажигания, подается искра – смесь воспламеняется. Однако из-за физических свойств пропан-бутана процесс сгорания газовоздушного облака протекает чуть медленнее. В итоге, догорание происходит на выпуске – когда клапаны начали открываться.
Лишний пропан и энергия от его сгорания вылетают в трубу – в прямом смысле слова
Кроме того, клапанные тарелки испытывают тепловой удар из-за неравномерного распределения тепла по телу клапана. С повышением оборотов, ситуация усугубляется. Многократное повторение цикла привод к истончению кромок тарелок, что среди мотористов получило конкретный термин – прогар клапанов.
Если смесь поджигать раньше, то она сгорает без остатка, что означает отсутствие излишней тепловой нагрузки на клапаны, снижение расхода газового топлива и более высокий КПД двигателя.
Как должно быть в идеальных условиях
В идеале после установки и настройки УОЗ водитель не ощущает разницы между бензиновым и газовым режимами. Субъективные ощущения подтверждаются электроникой – графики при стендовых испытаниях в обоих режимах совпадают. Иногда в определенном диапазоне оборотов удается снять больше лошадей, а в крутящем моменте – сравняться с показателями работы на бензине.
Какие бывают типы УОЗ?
Устройства разделяют на программируемые и с готовыми прошивками. В обоих случаях у приборов есть интерфейс, чтобы настраивать угол через компьютер. Встречаются модели без интерфейса, но мы такие не применяем.
Вообще, предпочитаем использовать только типы с опцией ручной регулировки: во-первых, не всегда готовая прошивка подходит конкретному движку, особенно с учетом его износа; во-вторых, с шагом регулировать получается точнее. Показатели выставляются с интервалом 500 об/мин. Таким образом охватывается большинство режимов работы ДВС.
Установка и настройка вариатора: основные моменты
Прибор подключают к датчикам валов и электронному блоку управления ГБО (ЭБУ). Далее, после автоадаптации, производят точные регулировки в штатном интерфейсе устройства. Тут же, на ходовом стенде под присмотром диагностического сервисного ПО, проверяют корректность зажигания.
Вот поэтому мы используем программируемые модели и династенд, где возможно воспроизвести реальную езду. Одними автокалибровками в статике и на холостых не всегда удается достичь идеального результата. После ходовых испытаний автомобиль готов к эксплуатации.
Можно ли обойтись без корректировок?
Как уже говорилось, корректор УОЗ не входит в штатную комплектацию ГБО – его применение носит рекомендательный характер. Причина – отдельные комплекты газобаллонных установок с продвинутыми прошивками ЭБУ позволяют обходится без дополнительных вспомогательных устройств. Речь об оборудовании премиальных брендов, где применяют персонифицированные настройки «мозгов».
То есть, на другой автомобиль такое оборудование не поставить. Функции корректора зажигания здесь берет на себя сама программа газового впрыска. Но так как навороченные установки стоят в разы дороже, а цена вариатора – относительно копеечная, то на рынке возникло подобное предложение. Техническое решение помогает заметно и недорого улучшить газовый впрыск.